Когда грянула война, две тысячи речников Енисейского Пароходства ушли на фронт. Флот лишился сотен капитанов, штурманов и механиков. На работу выходили подростки — курсанты речных училищ, мужские профессии осваивали женщины. Женщина — механик Енисейского речного пароходства — Любовь Степанькова — пришла на флот в 16 лет, весной 1942 года. Уже в 1943 году она работала масленщицей на газоходе «Товарищ», перевозя пассажиров, зерно, а иногда рыбу, выловленную в Енисее.
Михаил Ливанский, служащий суда «Красноярский рабочий» и посвятивший службе на флоте более 50 лет, разработал новую и эффективную методику буксировки плотов. В тоже время, за полярным кругом на вечной мерзлоте строился Норильский горнометаллургический комбинат. Его продукция — металл никель, броневая сталь — была опорой для обороны страны. На речников Красноярья легла колоссальная ответственность: доставлять по бурной реке — Енисею, за полярный круг, всё необходимое. Всего за годы войны суда Енисейского пароходства перевезли более трёх миллионов тонн грузов для нужд фронта и оборонных предприятий.
«Аляска-Сибирь» или «АлСиб» — трасса, известная как Красноярская воздушная трасса — это воздушный коридор, по которому во время Второй мировой войны в СССР поставлялась авиатехника от союзных стран в рамках программы ленд-лиза. Трассу проложили от города Ном на Аляске через Берингов пролив, Чукотку и центральную Якутию до Красноярска с промежуточными посадками в Анадыре, Сеймчане, Якутске и Киренске.
Сложность заключалась и в том, что американские самолёты были непригодны к нашим тяжёлым климатическим условиям. Чтобы обучать лётчиков управлению иностранной техникой и готовить их к непростому пути, в Иваново, летом 1942-го года, была создана первая авиадивизия — лётная школа. Возглавил дивизию и всю трассу перегона известный полярный летчик Илья Мазурук, Герой Советского Союза. Кроме лётной школы, по всей протяжённости АлСиба построили взлётные полосы, чтобы техника могла садиться. От заводов-изготовителей до Западного фронта американские истребители и бомбардировщики должны были преодолевать путь длиной до 14 000 км. Трасса АлСиб была засекречена даже после войны, а первые документы об этой трассе увидели свет только в 1990-е.